30 апреля 2017
12:06

Трепещи, Северная Корея: Украина идёт на рекорд

В идеале в «единой стране», видимо, должен появиться «единый канал», пусть и на разных кнопках

В идеале в «единой стране», видимо, должен появиться «единый канал», пусть и на разных кнопках

30 марта 2015   |   19:20
0
Минул год, как по инициативе Нацсовета, курирующего ТВ и радиовещанию, на Украине запретили вещание российских каналы. Борьба с «непатриотичным» контентом в украинском теле- и радиоэфире не останавливается ни на миг. Теперь Нацсовет требует еще больше полномочий.
 
Как известно, после исчезновения российских «кнопок» из украинского эфира, абсолютно все общегосударственные украинские телеканалы заняли либо лояльную, либо гиперлояльную к нынешней киевской власти позицию. Редкие, достаточно робкие попытки отдельных журналистов показать точку зрения или просто сделать сбалансированный репортаж, сразу вызывали давление и со стороны радикально настроенных коллег, и со стороны руководства, и со стороны политиков и различных госструктур, в первую очередь Нацсовета.
 
Одним из наиболее резонансных событий такого рода стало выступление «по скайпу» известного российского журналиста Максима Шевченко на ток-шоу «Шустер Live» 13 февраля.
 
После этого эфира, сразу у двух украинских телеканалов – «112 Украина» и «24-го» –  которые транслировали это ток-шоу, возникли проблемы.
 
И хотя представительница «112»-го Людмила Пысанка поспешила заявить, что подобная ситуация недопустима, а канал впредь готов не только контролировать процесс приглашения гостей, но и даже прерывать эфир в аналогичных случаях. Уже менее чем через неделю Нацсовет вынес каналу предупреждение.
 
Их куда более лояльные коллеги с «24»-го отделались легким испугом. Руководство этого канала приняло решение расторгнуть контракт со студией «Савика Шустера». Поэтому Нацсовет по телерадиовещанию просто принял «проступок» к сведению, а выносить предупреждение не стал.
 
Пикантность данной конкретной ситуации заключается в том, что объектом травли стал Савик Шустер – известный русофоб, сторонник АТО, человек, сделавший для победы «евромайдана» очень много и один из наиболее влиятельных журналистов на Украине
Одновременно со «112»-м, предупреждение, по итогам внеплановой проверки, получил и телеканал «Интер», в том числе, за снижение объемов национального продукта и демонстрацию  фильмов с актерами, выражающими антиукраинскую позицию, в частности с Ольгой Кабо. Это второе предупреждение, первое канал получил за то, что в новогоднюю ночь показал Голубой огонек с российскими звездами.
Незадолго до этого предупреждение получило «Вести.Радио» поводом стало интервью с Андреем Портновым – известным юристом и бывшим сотрудником администрации Виктора Януковича, а телеканал «News One» получил предупреждение за интервью с экс-премьером Николаем Азаровым.
 
Самый свежий и резонансный скандал – лишение лицензии телеканала «Euronews» 19 марта. На сайте Нацсовета по телерадиовещанию это решение поясняется техническими причинами, но в комментариях прессе председатель Нацсовета Юрий Артеменко был более откровенен: «Коллектив, который должен был делать этот продукт, базируется в городе Лионе, Франция, делает свой продукт так, как пожелает, ориентируется на свои ценности».
 
Т.е. контролировать контент этого канала с Украины не получалось.
 
Месяцем ранее Нацсоветом было признано не соответствующим  требованиям украинского законодательства содержание передач телеканала «Мир 24», который специализируется на освещении новостей и другой информации о государствах-членах СНГ. Среди учредителей этого СМИ девять стран СНГ и Грузия.
 
Список подобных решений можно продолжить. Казалось бы, все в порядке: инакомыслящих «банят» с завидной системностью, и переживать особо не о чем. Однако – нет. Оказывается, чиновникам-цензорам не хватает полномочий для борьбы с «информационной угрозой». Так, недавно Нацсовет предпринял попытку законодательно расширить собственные полномочия практически до диктаторских.
Сейчас решение о прекращении действия лицензии должно приниматься в суде, причем обратиться туда Нацсовет имеет право после нескольких предупреждений и наложенных на вещателей штрафов. В проекте закона предлагалось предоставить Нацсовету право на немедленное временное приостановление лицензии и вещания, которое лишь потом уже будет рассматриваться судом, который уже или оставит в силе это решение, или отменит. Причем перечень оснований для этого расширяется, в том числе за счет законодательства, регулирующего режим АТО, режим чрезвычайного и военного положения, а также избирательного законодательства.
 
Верховная Рада одиозный законопроект все-таки провалила, и Нацсовет пока не получил полномочий лишать лицензии и перекрывать эфир любому каналу или радиостанции просто по одному щелчку пальцев чиновника.
 
Но в Нацсовете не унывают. На фоне резонансного скандала с Euronews, оказалась почти незамеченной очередная инициатива этой организации. Нацсовет инициировал «диалог с телеканалами по вопросам наполнения эфира».
 
Согласно украинскому законодательству сегодня в общем объеме вещания каждого телеканала или радиостанции не менее 50% объемов контента должен составлять «национальный аудиовизуальный продукт или музыкальные произведения украинских авторов или исполнителей. Кроме того лицензиаты в промежутках между 07:00 и 23:00 должны придерживаться таких пропорций между украинскими и иностранными программами: программы европейского производства должны составлять не менее 50 процентов, в том числе, не менее 50%  – программы украинского производства».
 
Сегодня эта норма соблюдается не всегда, потому что, с одной стороны, не хватает востребованного украинского контента, с другой, потому что популярные российские сериалы или музыкальные хиты привлекают бОльшую аудиторию, а значит и рекламодателей, чем аналогичный украинский или европейский продукт. Кто-то идет на открытые нарушения, кто-то хитрит.
 
Так в одном из своих интервью заместитель главы Нацсовета по телерадиовещанию Григорий Шверк сетовал: «Мы сейчас мониторим телеканалы, в том числе Интер, на соблюдение этой нормы. Но она имеет достаточно широкую трактовку. Например, если хотя бы один гражданин Украины задействован в съемочном процессе русского фильма, сериала или программы, то это уже не российский продукт.
Если так анализировать – проходят все телеканалы… Например, никто у Кобзона не забрал титул украинского народного артиста. Поэтому когда он присутствует в какой-то передаче, он дает этой передаче статус украинской. Хотя это абсурд». По словам Шверка, необходимы новые более жесткие правила.
 
Ответственный секретарь организации Екатерина Котенко считает необходимым отойти от формального подхода, а телеканалы, по ее мнению, должны понимать требования общества, его стремления иметь в эфире больше национального продукта.
 
То есть в Нацсовете не довольны с одной стороны либеральностью законодательства по отношению к вещателям, которые позволяют себе транслировать недостаточно патриотичный продукт. С другой – недостаточной сознательностью телеканалов и радиостанций, которые транслируют востребованный, а не патриотический контент.
 
Представители ряда телеканалов уже поспешили взять под козырек и заявили, что позитивно воспринимают такие инициативы регулятора.
 
Совершенно очевидно, что системное выдавливание из украинского эфира всего, что не вписывается в заданный нынешней властью шаблон, продолжится и дальше. В идеале в «единой стране», видимо, должен появиться «единый канал», пусть и на разных кнопках.
 

Добавить комментарий:

Добавляя комментарий вы автоматически соглашаетесь с правилами сайта

Комментарий:
Captcha




Комментарии


Актуально

Мнение

Опрос

Вам нравится новый дизайн сайта?




Блогосфера

20 декабря, 2014